Видеоролики антинаркотической направленности
Рекомендации о правилах формирования у ребенка сексуальной грамотности, знаний о безопасном сексуальном поведении
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ
Доверительные и дружеские отношения родителей с детьми помогу подросткам избежать ошибок и разочарований первой любви. Помогите взрослеющему ребенку разобраться в чувствах, отличить дружбу от влюбленности, любовь от влечения. Возможно, начать разговор поможет эта притча.
«Жил один человек, который никогда в жизни не пробовал яблок. А вокруг все говорили, какие яблоки прекрасные и вкусные, даже пели об этом песни. Очень захотелось человеку яблоки попробовать. Узнал он, что растут они на особых деревьях. Нашел яблоню и хотел яблоко сорвать. «Подожди! — сказали ему. — Яблоки еще не созрели, рано еще их есть».
Не послушался человек совета. Слишком велико было у него желание. Сорвал несколько яблок и съел. Яблоки были очень твердые, кислые, противные. А потом у него заболел живот. «И чего люди врут? — недоумевал он. — Знаю я, какие на самом деле яблоки, пробовал…»
Чувства тоже должны созреть, люди должны стать близкими и полностью друг другу доверять.
Некоторые родители категорически отрицают необходимость полового воспитания, однако в действительности они не могут помешать ребенку получать информацию. Проблема лишь в том, влияют они сами или нет на формирование соответствующих представлений. Осознавая это и желая создать возможно более благоприятные условия для полового воспитания, многие родители приступают к выполнению этой задачи с большими опасениями, не зная, с чего начать, что говорить и как не напугать ребенка сообщением каких-нибудь неуместных подробностей.
На самом же деле научить детей разбираться в вопросах пола не труднее, чем научить их множеству других вещей. К примеру, чтобы показывать ребенку, как надо работать на огороде, совсем не обязательно иметь ученую степень по сельскому хозяйству. Бессмысленно ждать, что ребенок начнет расспрашивать вас о буквах, если вы не покажете ему букварь. Точно так же, не следует ждать, когда он заговорит о сексе – возьмите на себя инициативу обсуждения этой темы
Простые правила, которыми следует руководствоваться, обсуждая вопросы пола с детьми.
– Постарайтесь вести беседу в самой естественной манере, как при обсуждении любой другой темы.
– Избегайте длинных поучительных лекций по половым вопросам. Вам может потребоваться четверть часа, чтобы изложить все, что вы считаете нужным. Однако ребенок не может оставаться внимательным так долго – ему хочется задавать вопросы и получать конкретные короткие ответы.
– Позаботьтесь, чтобы ваш рассказ не ограничивался одними биологическими фактами – ребенку захочется узнать о вашем к ним отношении, переживаниях и решениях.
– Не бойтесь сказать ребенку о сексе “слишком много”. Из его памяти почти наверняка выветрится все, что он не понял.
-Если ваш ребенок употребляет непристойные слова, спокойно объясните ему их значение, а потом скажите, почему вы не хотите, чтобы он делал это. Можно, например, сказать: “Другим людям будет очень неприятно услышать такие слова” или “Не думаю, что это лучший способ рассказать о том, что ты чувствуешь”. Помните, что злость или шутки по поводу употребления ребенком непристойных слов чаще всего побуждают его повторять их.
– Старайтесь правильно называть половые органы, избегая для их обозначения таких слов, как “пипка” или “пиписька”.
– Даже дети дошкольного возраста должны знать, как защитить себя от сексуального насилия. Это значит, что вы должны научить ребенка говорить “нет” взрослым. Вот пример беседы на эту тему с четырех- или пятилетним ребенком: “Ты знаешь, что взрослым людям бывает иногда трудно найти себе друзей. Поэтому они знакомятся с детьми. В этом нет ничего плохого. Но если они просят делать такие вещи, о которых взрослые не должны просить детей (например, залезть руками в брюки), ты должен(на) ответить “нет” и тотчас прибежать и обо всем рассказать мне».
– Беседы о приближающемся половом созревании следует начинать прежде, чем ребенок достигнет подросткового возраста. Физические изменения (в том числе развитие молочных желез, менструации и поллюции) могут появиться и раньше десяти лет.
– Мальчикам надо рассказать о менструациях, а девочки должны понимать, что означает эрекция.
-Не пренебрегайте обсуждением таких вопросов, как гомосексуальность и проституция. Большинство детей узнают об этих явлениях из СМИ или интернета, что пробуждает вполне естественное любопытство.
– Расскажите, ничего не скрывая, о СПИДе и других болезнях, передаваемых половым путем. Но постарайтесь сделать это с учетом реакции ребенка. В конце концов, нет никакой необходимости запугивать пяти-или шестилетнего ребенка, рассказывая ему о фатальном исходе СПИДа. С другой стороны, если вы отложите этот разговор до тех пор, пока ребенок достигнет подросткового возраста, это вряд ли принесет ему пользу. Даже школьники младших классов должны знать, что такое СПИД, и как он передается.
– Постарайтесь, чтобы ребенок не испытывал смущения, задавая вам вопросы на половые темы. Не говорите ему: “Ты еще слишком мал, чтобы понять это”. Если ребенок задает конкретный вопрос, он должен получить четкий ответ в доступной для него форме.
– Если вы не можете ответить на вопрос ребенка, не бойтесь признаться в этом. Обратитесь к более знающему человеку, например к врачу.
– Ответив на вопрос ребенка, убедитесь, что он понял ваши слова. Проверьте также, насколько ваш ответ соответствует тому, что действительно хотел узнать ребенок.
Самовольный уход
Указанная проблема не остается без внимания органов внутренних дел. Подростки, самовольно уходящие из семьи и занимающиеся бродяжничеством, выявляются и с ними сотрудниками ИДН проводится индивидуально-профилактическая работа.
Изучение причин самовольных уходов подростков из дома показывает, что основными причинами являются:
– аддиктивное поведение и признаки социологического расстройства личности;
– семейное неблагополучие, неустроенный быт;
– недостаточный контроль со стороны родителей.
Что касается причин самовольных уходов детей сирот из государственных учреждений, то, как правило, это желание несовершеннолетних проживать с родственниками (в том числе с биологическими родителями), иметь больше свободного времени, не соблюдать внутренний распорядок данного учреждения.
Анализ причин самовольных уходов детей из семей, учебно-воспитательных учреждений свидетельствует, что основные причины бродяжничества – это нежелание детей учиться в школе, конфликты с родителями в процессе воспитания, неблагополучная обстановка в семьях.
Таким образом, родителям в период каникул необходимо задуматься, где ребенок будет проводить время, чем будет заниматься.
Вместе с тем, хотелось бы обратиться к родителям, отправляющих детей в оздоровительные лагеря на исключение нахождения у детей дорогостоящих украшений, фото-видео техники, музыкальной аппаратуры, мобильных телефонов, проведение с ними профилактических бесед на предмет правопослушного поведения.
Кроме этого, необходимо чтобы все учащиеся и младших и старших классов больше времени уделяли занятиям спортом, другим интересным делам и увлечениям. Ведь в каждой школе, училище имеются секции, кружки, клубы по интересам, библиотеки – только нужно их посещать. И тогда отпадет всякое стремление к низменным и вредным привычкам, совершению противоправных поступков.
О времяпрепровождении и занятости подростков, а особенно подучетной категории, в каникулярный период необходимо задуматься всерьез, так как несовершеннолетние, предоставленные сами себе и без соответствующего контроля со стороны родителей, могут совершить необдуманные поступки и даже преступления.
Родителям также необходимо знать, что несовершеннолетним запрещается находиться на ночных дискотеках, которые проводятся после 22.00 часов.
И если каждый из присутствующих здесь задумается и не будет безучастным к судьбе своего ребенка, заблаговременно продумает вопрос отдыха и занятости детей в каникулярный период, когда подросток будет находиться под постоянным контролем взрослых, только в этом случае можно быть уверенным в том, что с ребенком не произойдет несчастный случай и он не попадет под отрицательное влияние лиц с антиобщественным поведением
Отделение профилактики правонарушений несовершеннолетних УОПП УВД Минского облисполкома
Предупреждение краж
Основными причинами совершения краж остаются по-прежнему:
– жадность;
– алчность;
– стремление, а равно возможность обогатится за счет другого человека;
– отсутствие желания честно добывать, зарабатывать и накапливать людьми материальные блага;
– простая человеческая лень, сопряженная с завистью в отношении граждан, способных своим добросовестным трудом обеспечивать себя и своих близких всем необходимым, в том числе материальными ценностями;
– патологическое стремление совершать преступления, в том числе кражи, вызванное болезненным состоянием психики.
Предметами посягательств являются, как дорогостоящая компьютерная и бытовая техника, мобильные телефоны, ювелирные изделия, крупные суммы денежных средств, так и продукты питания, одежда, обувь, предметы домашнего обихода, в том числе и кухонная утварь.
Зачастую, при проникновении в дачные дома и расположенные рядом с ними подсобные помещения, злоумышленники похищают строительный инвентарь, электрическую садовую технику и другое имущество, оставленное владельцами на длительный период времени.
Почему воруют? Ответ покажется слишком простым. Говорит об этом привлекательность товаров, находящихся в обворованных объектах, в этих жилищах. Добычей преступников становится часто нажитое на протяжении всей жизни. И в этом частично находим ответы. Люди часто беспечны, не всегда в достаточной степени беспокоятся о своем имуществе. Однако нападение не возникает ниоткуда. Преступник должен был знать, где ворует и окупится ли риск. Откуда получил информацию, каким образом? Была ли у нас возможность предвидеть потери, могли ли мы узнать заранее о том, что находимся в опасности?
При изучении молодежной проблематики возникает ряд вопросов, ответы на которые очень непросты. Какова сегодняшняя молодежь? Что нам в ней нравится и что тревожит? Каковы мотивы ее действия? Почему они, не отрицая самого факта сделанного, часто не признают свою вину?
Современные тенденции преступности в Республике Беларусь, ее омоложение, существенная доля тяжких преступлений, совершаемых несовершеннолетними, не могут не тревожить общество. Преступность несовершеннолетних наиболее отзывчива на социально-экономические и нравственные факторы.
В соответствии с действующими нормативными актами органы внутренних дел принимают самое активное участие в профилактике преступлений несовершеннолетних. Основной формой такого участия является обеспечение субъектов, ответственных за устранение криминогенных факторов, совокупностью криминологической информации о причинах и условиях, способствующих совершению преступлений несовершеннолетними, а также внесение предложений о мерах по их устранению. Эти предложения требуют обоснованности, конкретности, экономической и социальной целесообразности.
Сотрудниками УВД Миноблисполкома постоянно разрабатываются и направляются всем заинтересованным рекомендации по активизации профилактической работы в подростковой среде, организации должного взаимодействия служб и подразделений органов внутренних дел с государственными органами и общественными формированиями.
Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних осуществляется путем устранения криминогенных факторов.
Подросток под воздействием неблагоприятных социальных условий склонен к совершению правонарушений. Однако, по каким-либо причинам реализация отрицательной установки может задерживаться. Период предпреступного состояния характеризуется изменениями, проявляющимися в виде мелких правонарушений (грубость учителям, драки со сверстниками, вымогательство денежных сумм и т. п.). Он, как правило, проходит вне поля зрения правоохранительных органов. Примерно 65% подростков, совершивших правонарушение и негативно характеризовавшихся длительное время до его совершения, не состояли на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних.
На стадии, непосредственно предшествующей совершению преступления, лица нередко совершают противоправные проступки, не квалифицируемые как преступные, так как антисоциальные тенденции у них являются неустойчивыми, тормозящие факторы действуют крайне слабо либо не действуют вообще. В этот период подростки уже совершают действия, непосредственно примыкающие к преступлению. Совершаемые ими деяния отличаются безразличием к общественному мнению. Предпреступное состояние характеризуется сложившимся достаточно стойким антисоциальным стереотипом личности, и действие психологических детерминантов настолько велико, что поддается торможению лишь в результате массированного профилактического воздействия.
Подростки зачастую совершают преступления без подготовки, под влиянием случайных обстоятельств, из соображений «престижности». В целом их действия не отличаются особой ухищренностью.
Совершение несовершеннолетними преступлений в основном занимает краткий промежуток времени (особенно хулиганские действия, телесные повреждения, кражи и т. д.). Для глубокого понимания причин последующего преступного поведения особое значение приобретает период, предшествовавший совершению противоправного деяния.
В свою очередь, предпреступное состояние может быть дифференцировано:
по времени отдаления от момента совершения преступления – на отдаленное и непосредственное (этапы предпреступного состояния);
по тому, какое преступление должно последовать за ним – первичное или рецидивное (формы предпреступного состояния).
Профилактические меры, применяемые к несовершеннолетнему, вынашивающему замысел совершения преступления, должны быть:
ранние;
экстренные (неотложные).
И первые, и вторые, являясь мерами ранней профилактики, представляют собой комплекс мероприятий, направленных на изменение социальной ориентации подростка. Разница между ними в том, что ранние профилактические меры применяются на этапе, весьма отдаленном от преступления, когда подросток лишь готовится к его совершению, но еще сам вследствие каких-то причин может к преступлению не прийти.
Экстренная профилактика — это комплекс мероприятий, применяемых на этапе, непосредственно предшествующем совершению общественно опасного деяния (до совершения действий, квалифицируемых как приготовление к преступлению), когда в случае их неприменения подросток с максимальной степенью вероятности может совершить преступление.
Борьба с преступностью несовершеннолетних предполагает:
предупреждение противоправного поведения;
пресечение преступных замыслов и действий;
предупреждение групповой преступности и рецидива.
Эта работа проводится специфически и целенаправленно с учетом характерных для органов внутренних дел методов и имеющихся средств, с опорой в своей деятельности на органы власти и управления, учебно-воспитательные учреждения, трудовые коллективы.
Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных Уголовным Кодексом.
Лица, совершившие запрещенные Уголовным Кодексом деяния в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежат уголовной ответственности лишь за:
1) убийство (статья 139);
2) причинение смерти по неосторожности (статья 144);
3) умышленное причинение тяжкого телесного повреждения (статья 147);
4) умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения (статья 149);
5) изнасилование (статья 166);
6) насильственные действия сексуального характера (статья 167);
7) похищение человека (статья 182);
8) кражу (статья 205);
9) грабеж (статья 206);
10) разбой (статья 207);
11) вымогательство (статья 208);
12) угон транспортного средства или маломерного водного судна (статья 214);
(в ред. Закона Республики Беларусь от 17.07.2006 N 147-З)
13) умышленные уничтожение либо повреждение имущества (части вторая и третья статьи 218);
14) захват заложника (статья 291);
15) хищение огнестрельного оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ (статья 294);
16) умышленное приведение в негодность транспортного средства или путей сообщения (статья 309);
17) хищение наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов (статья 327);
(в ред. Законов Республики Беларусь от 20.12.2007 N 291-З, от 13.07.2012 N 408-З)
17-1) незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов (части 2 – 5 статьи 328);
(п. 17-1 части второй статьи 27 введен Законом Республики Беларусь от 29.01.2015 N 245-З)
18) хулиганство (статья 339);
19) заведомо ложное сообщение об опасности (статья 340);
20) осквернение сооружений и порчу имущества (статья 341);
21) побег из исправительного учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, арестного дома или из-под стражи (статья 413).
Статья 205 УК Республики Беларусь (Кража)
- Тайное похищение имущества (кража) –
наказывается общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.
- Кража, совершенная повторно, либо группой лиц, либо с проникновением в жилище, –
наказывается исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до четырех лет, или лишением свободы на тот же срок.
- Кража, совершенная в крупном размере, наказывается лишением свободы на срок от двух до семи лет с конфискацией имущества или без конфискации.
- Кража, совершенная организованной группой либо в особо крупном размере, –
наказывается лишением свободы на срок от трех до двенадцати лет с конфискацией имущества.
УОПП УВД Миноблисполкома
Что нужно знать о профилактике игровой зависимости подростков
I. Ролевые компьютерные игры.
1. Игры с видом “из глаз” своего компьютерного героя.
2. Игры с видом извне на своего компьютерного героя.
3. Руководительские игры.
II. Не ролевые компьютерные игры.
1. Аркады.
2. Головоломки.
3. Игры на быстроту реакции.
4. Традиционные азартные игры.
Логические и развивающие игры тренируют способность ребенка быстро включаться в процесс мыслительной деятельности, стимулируют развитие, а хорошая ролевая игра удовлетворяет познавательные потребности детей, моделирует различные жизненные ситуации, позволяющие приобрести определенные знания, навыки и умения. В то же время хочется вспомнить суждение Д. Б. Эльконина, что “по мере того, как дети… все больше отстраняются от деятельности со взрослыми, значение развернутых ролевых форм игр для развития детей возрастает”.
В условиях виртуализации жизни общества важно обратить особое внимание на усиление отстраненности подростков от родителей, сокращение времени живого общения в семье, уход в виртуальную жизнь, мир компьютерных игр и виртуального игрового взаимодействия. Изучая сложный мир компьютерной игры, современный российский ученый М. С. Иванов отмечает, что особую опасность содержат в себе ролевые компьютерные игры, где игрок принимает на себя роль компьютерного персонажа, как бы “входит” в игру и интегрируется с компьютером, а в клинических случаях наблюдается и процесс утраты индивидуальности и отождествление себя с компьютерным персонажем. Психологическая зависимость от ролевых компьютерных игр является самой мощной по степени своего влияния на личность играющего. К сожалению, в семье дети зачастую имеют свободный и практически ничем не ограниченный доступ к компьютеру, далеко не у всех сформированы представления о режиме, важности активного отдыха и личной безопасности, культуре здорового образа жизни. В итоге из-за ночных игр подростки могут пропускать уроки, поскольку не успели подготовиться к ним и просто выспаться. Важной проблемой использования компьютерных игр является зачастую агрессивное содержание.
Игровая зависимость подростков: сущность проблемы и пути ее преодоления.
Интернет-зависимость вошла в обиход современного человека в 1990-х гг. XX в. В общем виде определяется как «нехимическая зависимость от пользования Интернетом». По статистике, 70 % выпускаемых игр жестоки по своей сути. Они наполнены сценами убийств из различного рода оружия, пыток, издевательств, иногда даже каннибализма. Поэтому заинтересованная общественность во многих странах, осуществляя цензуру, добилась запрещения продаж некоторых из подобных игр. Исследования Американской психологической ассоциации показывают, что игры жестокого содержания опасны для формирующейся личности, особенно с неустойчивой психикой. Постоянное осуществление насилия в виртуальном мире порождает целый ряд нездоровых личных фантазий, что в итоге приводит к проявлению насилия и в реальном поведении. По результатам сравнительной диагностики подростков 11—13 лет, увлекающихся и не увлекающихся деструктивными компьютерными играми, (методика “Рисунок всего мира”) было выявлено, что, в отличие от традиционных символов мироустройства, используемых лица- ми, не увлекающимися компьютерными играми, на рисунках игроков преобладают сцены насилия, гибели, самоубийств, расчлененные трупы, кровь, оружие, чудовища и т. п. Ученые из Центра магнитно-резонансных исследований Китайской академии наук (г. Ухань) под руководством Хао Лей совместно с Шанхайским университетом Чжао Тонг произвели МРТ-сканирование головного мозга 17 киберзависимых подростков и пришли к выводу, что у таких детей происходит поражение белого вещества головного мозга в областях, отвечающих за эмоциональную обработку данных, принятие решений и когнитивный контроль. Пристрастие к компьютерным играм провоцирует изменения головного мозга, которые ранее были зафиксированы при других формах зависимости, в частности, при употреблении алкоголя и кокаина. Исследования, проводимые в Японии и Англии, показали, что у отдельных детей, которые с раннего детства излишне увлекались компьютерными играми, врачи выявляют новый вид заболевания — синдром видеоигровой эпилепсии. У детей формируются такие типичные для больных эпилепсией отрицательные черты личности, как подозрительность, агрессивное по- ведение, импульсивность и горячность.
Поведение подростков, подверженных игровой зависимости, имеет свои особенности. А. Е. Войскунский отмечает следующие поведенческие характеристики интернет-аддикта:
■ нежелание отвлечься от работы в Интернете даже на короткое время;
■ побуждение тратить на обеспечение работы в Интернете все больше средств;
■ готовность лгать друзьям и членам семьи, преуменьшая длительность и частоту работы в Интернете;
■ склонность забывать при работе в Интернете о домашних делах, учебе;
■ стремление освободиться от тревоги или депрессии с целью обретения ощущения эмоционального подъема и своеобразной эйфории;
■ нежелание принимать критику подобного образа жизни со стороны близких;
■ пренебрежение собственным здоровьем и, в частности, резкое сокращение длительности сна.
Выделяются следующие стадии психологической зависимости подростка от компьютерных игр:
1. Стадия увлечения на фоне освоения. Подросток начинает проявлять интерес к компьютерным играм после того, как один или несколько раз поиграл в ролевую компьютерную игру. Ему начинает нравиться компьютерная графика, звук, сам факт имитации реальной жизни или каких-либо фантастических сюжетов.
2. Стадия увлеченности. Эта стадия характеризуется появлением новой потребности — вовлеченности в процесс игры. Игра принимает систематический характер. Если подросток не имеет постоянного доступа к компьютеру, то возможны достаточно активные действия по устранению препятствующих обстоятельств.
3. Стадия зависимости. О переходе подростка на эту стадию свидетельствует изменение самооценки и самосознания. Компьютерная игра полностью вытесняет реальный мир. При этом социальное окружение, как правило, не дает человеку оторваться от реальности и довести себя до психических и соматических нарушений.
4. Стадия привязанности. Это самая длительная из всех стадий, она может длиться всю жизнь, в зависимости от скорости угасания привязанности. Характеризуется угасанием игровой активности, сдвигом психологического содержания личности в целом в сторону нормы. Подросток старается отстраниться от компьютера, однако полностью оторваться от психологической привязанности к компьютерным играм не может. Еще одной зависимостью подростков является гэмблинг-зависимость (англ. gambling — игра на деньги). Это патологическая склонность к азартным играм; заключается в частых повторных эпизодах участия в азартных играх, которые доминируют в жизни человека и ведут к снижению социальных, профессиональных, материальных и семейных ценностей: такой чело- век не уделяет должного внимания своим обязанностям в этих сферах. Говоря о психологических проблемах зависимых игроков, большинство исследователей указывает прежде всего на потерю контроля собственным поведением, причем это касается всех вариантов игры — от игры на тотализаторе до игровых автоматов. Ц. П. Короленко и Т. А. Донских выделяют ряд признаков, характерных для поведения проблемных азартных игроков как одного из видов аддиктивного поведения.
К ним относятся:
постоянная вовлеченность, увеличение времени, проводимого в ситуации игры;
изменение круга интересов, вытеснение прежних мотиваций, постоянные мысли об игре. Преобладание в сознании ситуаций, связанных с игровыми комбинациями;
потеря контроля над собой, выражающаяся в неспособности прекратить игру как после большого выигрыша, так и после постоянных проигрышей;
состояния психологического дискомфорта, раздражения, беспокойства, развивающиеся через сравнительно короткие промежутки времени после очередного участия в игре, труднопреодолимое желание снова приступить к игре. Такие состояния по ряду признаков напоминают состояния абстиненции (“ломки”) у наркоманов: сопровождаются головной болью, нарушением сна, беспокойством, сниженным настроением, нарушением концентрации внимания;
стремление к более высокому риску;
периодически возникающие состояния напряжения, сопровождающиеся игровым “драйвом”, все преодолевающим стремлением найти возможность участия в азартной игре;
быстро нарастающее снижение способности сопротивляться соблазну. Это выражается в том, что, решив раз и навсегда “завязать”, при малейшей провокации (встреча со старыми знакомыми, разговор на тему игры, наличие рядом игорного заведения и т. д.) человек вновь поддается игровой зависимости.
Компьютерные информационные технологии прочно вошли в нашу жизнь, и задача взрослых заключается не в их запрете, а в разъяснении, воспитании культуры безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни подростков. В системе общего среднего образования должна вестись эффективная профилактическая работа, предполагающая создание альтернативы и широкое обсуждение проблемы среди учащихся и их ближайшего окружения. Основными способами профилактики зависимого поведения учащихся являются активные и интересные для подростков формы и методы работы по проблеме: дискуссии, тренинги, акции, подготовка полезного раздаточного материала, спортивные мероприятия и др. Все это обеспечивает мотивацию к участию в совместной деятельности, эффективную коммуникацию и диалог, стремление к достижению поставленных целей и задач. Организация профилактики должна осуществляться в тесном взаимодействии с семьей, специалистами социально-педагогической и психологической службы учреждения общего среднего образования, представителями органов здраво- охранения и других заинтересованных. Для более эффективной работы стоит организовать просвещение родителей, применяя при этом разного рода памятки и рекомендации. При проведении классного часа, общешкольных мероприятий целесообразно использовать творческие задания с применением информационно-коммуникационных методов (подготовка интервью, видеоклипов, рекламных роликов, просмотр видеоматериалов с последующим обсуждением, опрос с демонстрацией видеоматериалов, подготовка мультимедийных презентаций, обсуждение публикаций СМИ и др.) с учетом возрастных особенностей.
Профилактика игровой зависимости учащихся в учреждении общего среднего образования должна быть направлена на решение следующих задач:
■ формирование у учащихся ценностного отношения к здоровому образу жизни, положительных установок на здоровый образ жизни, безопасного поведения в социальной деятельности, повседневной жизни;
■ усвоение правил и знаний в области безопасности жизнедеятельности;
■ воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
■ организация деятельности, альтернативной зависимому поведению, приобщение к творчеству, занятиям физической культурой и спортом с целью личностной само- реализации и саморазвития;
■ формирование культуры питания, труда и отдыха;
■ активизация личностных ресурсов учащихся, овладение самоанализом и самоуправлением, формирование психологической устойчивости к зависимым формам поведения, самосохранительного поведения и стиля жизни молодежи. Таким образом, виртуализация жизни современного общества в условиях научно-технического прогресса требует более пристального внимания родителей, педагогов, психологов к становлению личности подростка, что предполагает организацию эффективной профилактики игровой зависимости, формирование культуры здорового образа жизни и безопасной жизнедеятельности. Гаджет-аддикция — это стремление к постоянному приобретению новых, более модных электронных устройств.
Советы по организации безопасного использования компьютерной техники ребенком в домашних условиях
Памятка для родителей
1. Установите компьютер в общей комнате, но не в детской.
2. Обеспечьте постоянный ненавязчивый контроль.
3. Учите ребенка использовать компьютер для поиска необходимой информации, обмена письмами и выполнения других полезных функций.
4. Не допускайте демонстрации игр с агрессивным содержанием в присутствии ребенка.
5. Учите гигиеническим нормам взаимодействия с компьютером.
6. Минимизируйте воздействие вредного электромагнитного излучения: располагайте монитор в углу или у стены комнаты, регулярно проводите влажную уборку помещения.
7. Обращайте внимание на осанку ребенка.
8. Учите чередовать работу за компьютером с активными занятиями, подвижными играми, а также приучите ребенка регулярно выполнять профилактические расслабляющие упражнения для тела и глаз.
9. Оговорите время игры перед ее началом и строго придерживайтесь установленного временного интервала (для младших школьников — до получаса в день, для подростков — до часа).
10. Позвольте ребенку увеличить время на- хождения за компьютером во время каникул или в ситуации, когда к нему приходят гости- ровесники. Предложите ребятам поиграть в игры-стратегии и логические игры, требующие спокойного сосредоточения и размышления, но не поощряйте экшн-игры, вызывающие сильное напряжение и приводящие к состоянию стресса.
11. Установите запрет на игры перед школой, подготовкой домашних заданий и перед сном.
12. Помните, что компьютерная игра для ребенка, в отличие от взрослых, не является антистрессовым средством или способом релаксации.
13. Не критикуйте ребенка за его страсть к играм, насильно не ограждайте от компьютера, не угрожайте и не запугивайте. Поддерживайте диалог.
14. Всегда знакомьтесь с содержанием компьютерных игр, которые планируете разрешить ребенку.
15. Как можно чаще создавайте увлекательную или полезную альтернативу компьютеру: совместный досуг, активный отдых, занятия в секциях, кружках и др.
16. Если ребенок с очевидным напряжением выдерживает предложенный взрослыми режим ограничений на компьютерные игры, постарайтесь переключить его внимание на иные возможности этого устройства, например, запишите на обучающие компьютерные курсы программистов, графики, дизайна. Кибернетическая лудомания (игровая зависимость, гейминг) — это форма психологической зависимости, проявляющаяся в навязчивом увлечении видеоиграми и компьютерными играми в сети.