Профессиональная ориентация — это система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии с учётом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве.
Профессиональная ориентация включает в себя:
1) Профессиональное просвещение — ознакомление учащихся и выпускников учебных заведений с современными видами трудовой деятельности, социально-экономическими и психофизиологическими особенностями различных профессий, потребностями в квалифицированных кадрах, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности. Профессиональное просвещение формирует у молодежи мотивированные профессиональные намерения, в основе которых лежит осознание ими социально-экономических потребностей и своих психофизиологических возможностей.
2) Профессиональное консультирование — оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении и предоставление рекомендаций учащимся о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики;
3) Психологическую поддержку — методы, способствующие снижению психологической напряженности, формированию позитивного настроя и уверенности в будущем.
УТВЕРЖДАЮ
Директор государственного учреждения образования
«Зеленоборский учебно-педагогический комплекс
детский сад – средняя школа»
___________И.Р.Маликова
«____» августа 2021 г.
План
профориентационной работы в государственном учреждении образования «Зеленоборский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа»
на 2021/2022 учебный год
Содержание работы | Сроки | Ответственные |
Обновление нормативно правовой базы в сфере образования, занятости и социального обеспечения, направленных на совершенствование работы по профессиональному самоопределению учащихся | постоянно | Заместитель директора по воспитательной работе |
Реализация областного проекта «Мой профессиональный старт». Проведение мероприятий в рамках «Дорожной карты» | постоянно | Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, воспитатели дошкольного учреждения |
Анализ трудоустройства и поступления в учебные заведения выпускников базовой и средней школы (% реализации профнамерений) | сентябрь | Заместитель директора по воспитательной работе |
Планирование работы по профессиональной ориентации с учащимися на учебный год, на период каникул, в период работы школьного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием | сентябрь | Заместитель директора по воспитательной работе |
Оформление и обновление общешкольного стенда «Мое профессиональное будущее» | сентябрь, в течение года | Заместитель директора по воспитательной работе, педагог-психолог, классные руководители |
Осуществление взаимодействия с учреждениями профессионального образования, центром профориентации, управлением по труду, занятости и социальной защите | в течение года | Заместитель директора по воспитательной работе, педагог-психолог, классные руководители |
Участие в районных, областных, республиканских профориентационных мероприятиях | в течение года | Заместитель директора по воспитательной работе, педагог-психолог, классные руководители |
Подведение итогов работы по профориентации с учащимися и родителями | в течение года | Заместитель директора по воспитательной работе |
Отчеты классных руководителей, учителей-предметников, руководителей объединений по интересам о проведенной работе по профориентации | февраль | Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители |
Методическая работа с педагогами | ||
Разработка рекомендаций классным руководителям по планированию профориентационной работы с обучающимися различных возрастных групп. | сентябрь | Заместитель директора по воспитательной работе, педагог-психолог |
Ознакомление членов педагогического коллектива с системой профориентационной работы, с нормативно-правовыми документами профориентационной работы в учреждении образования | в течение года | Заместитель директора по воспитательной работе |
Самообразование по вопросам профориентационной работы с учащимися, ознакомление с методической литературой | в течение года | Классные руководители, служба СППС, учителя-предметники |
Анализ поступления выпускников 9, 11 классов в учебные заведения, трудоустройство | сентябрь | Заместитель директора по воспитательной работе |
Круглый стол «Итоги выявления профессиональных намерений выпускников школы» | май | Заместитель директора по воспитательной работе, педагог-психолог |
Взаимосвязь учебных предметов с профессиональной средой | ||
Определение формы подачи профориентационного материала, наиболее соответствующей содержанию той или иной темы. Подбор наглядных пособий | в течение года | Учителя-предметники, классные руководители |
Изучение интересов и склонностей учащихся | в течение года | Педагог-психолог |
Регулярное проведение индивидуальной работы с учащимися с целью формирования у них интересов и склонностей к изучаемому учебному предмету и профессиям, связанным с этим учебным предметом | в течение года | Педагог-психолог, учителя-предметники |
Организация факультативных занятий, работы кружков | сентябрь | Заместитель директора по учебной работе |
Проведение предметных недель | в течение года (согласно плану) | Заместитель директора по учебной работе, учителя-предметники |
Организация индивидуальных и групповых занятий с целью развития творческих способностей учащихся | в течение года | Учителя-предметники |
Лекторий для учащихся 9-11 классов «Выбор профессии» | апрель | Заместитель директора по воспитательной работе |
Работа с учащимися | ||
Проведение классных, информационных часов | в течение года | Классные руководители |
Организация работы факультативного занятия «Мое профессиональное будущее» | сентябрь | Администрация |
Организация работы объединения по интересам «ЮИД» | сентябрь | Администрация |
Проведение экскурсий на предприятия микрорайона и района | в течение года | Классные руководители |
Организация экскурсий в учебные заведения, обеспечение участия старшеклассников в днях открытых дверей в учебных заведениях | в течение года | Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, педагог-психолог |
Проведение конкурса рисунков «Профессия будущего», 1-8 классы | февраль | Классные руководители 1-8 классов |
Проведение встреч со специалистами МВД, МЧС и др. | в течение года | Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители |
Диагностика учащихся старших классов по профориентации | в течение года | Педагог-психолог |
Консультирование учащихся по профориентации. Работа консультационного пункта (суббота) | в течение года | Педагог-психолог |
Викторина «Что я знаю о профессиях?», 1-5 классы | ноябрь | Классные руководители |
Круглый стол «Выбор профессии – путь к будущему», 6-11 классы | ноябрь | Классные руководители |
Игровая программа «Профессия будущего», 1-5 классы | январь | Классные руководители |
Деловая игра «Кем я хочу быть?», 6-11 классы | январь | Классные руководители |
Заочное путешествие «Профессия – пожарный», 1-5 классы | январь | Классные руководители |
Конкурсная программа «Будущие защитники!», 1-5 классы | февраль | Классные руководители |
Конкурсно-игровая программа «Есть такая профессия – Родину защищать» | февраль | Классные руководители |
Работа с родителями | ||
Консультирование родителей по профориентации и выбору профиля обучения учащимися выпускных классов | в течение года | Педагог-психолог, педагог социальный |
Совместные заседания родительского комитета школы, попечительского и педагогического совета | октябрь, апрель | Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители |
Тематические родительские собрания профориентационной направленности с приглашением представителей учебных заведений, предприятий, организаций | в течение года | Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители |
Организация совместных экскурсий на предприятия, в учебные заведения, проведение массовых мероприятий | в течение года | Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители |
Организация встречи учащихся с родителями – представителями разных профессий | в течение года | Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители |
Круглый стол для учащихся и родителей «Выбор профессии – дорога в будущее» | март | Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители |
Неделя профессиональной ориентации «Дороги, которые мы выбираем» | в течение года | Заместитель директора по воспитательной работе, педагог-психолог, педагог социальный |
Работа СППС по профориентации | ||
Тестирование учащихся с применением компьютерного профдиагностического комплекса «Профиль»
8-х, 10-х классов 9-х, 11-х классов |
ноябрь
апрель |
Педагог-психолог |
Организация самодиагностирования учащихся выпускных классов (применение комплекса «Самоопределение») | ноябрь | Педагог-психолог |
Сотрудничество с управлением по труду, занятости и социальной защите по трудоустройству учащихся в каникулярное время | в течение года | Педагог-психолог |
Составление карты взросления учащихся | в течение года | Педагог-психолог |
Диагностика профессионального самоопределения учащихся | февраль | Педагог-психолог |
Индивидуальные профконсультации для учащихся | февраль, март | Педагог-психолог |
Обучение классных руководителей проведению профориентационных игр | февраль | Педагог-психолог |
Взаимодействие с предприятиями поселка | ||
Встреча с представителями Зеленоборской амбулатории, РОВД, ГАИ, ОАО «Зеленоборское», КФХ «Ягодка», ООО «Азбука снеков», ИУ Тюрьма №8 г.Жодино, штаб МЧС п.Зеленый Бор. Экскурсии на данные предприятия | в течение года | Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители |
Заместитель директора по воспитательной работе Е.В.Ежова