Школьный историко-краеведческий музей является частью образовательной и воспитательной системы школы. В 2022 году музею исполнилось 34 года.
Музей ‒ это центр духовно-нравственного, патриотического и эстетического воспитания.
Музей ‒ это средство развития личности ребенка, одна из форм самообразования.
Школьный музей является одновременно и учебным классом, и игровой площадкой, и творческой мастерской.
Девиз музея: «Всё, что».
Экспозиции музея:
- Боевое прошлое наших земляков
- История школы
- Природа родного края
- Белорусская хатка
- История ОАО «Зеленоборское»
Музей занимает важное место в учебно-воспитательном процессе школы. Он помогает зажечь искорку любви и интереса в жизни народа, к его искусству, культуре, краеведению, истории деревни в разное историческое время, помогает воспитывать патриотов. Внедрение материалов музея в урочную деятельность позволяет на основе музейной экспозиции создать у ребенка целостную картину мира, представление о движении времени. Педагог призван соединять прошлое и будущее через настоящее, обогащая личность ребенка духовным наследием прошлого.
Боевое прошлое наших земляков
Эта экспозиция посвящена партизанскому движению в нашем крае. 130 жителей поселка Зеленый Бор были участниками Великой Отечественной войны. Они сражались на разных фронтах войны, являлись участниками партизанского движения, их воспоминания, фотографии, награды, предметы партизанского быта хранятся в музее школы.
Природа родного края
В экспозиции природа родного края собрана коллекция минералов Республики Беларусь. территория п. Зеленый Бор находится в границах лесной зоны. здесь преобладают сосновые и мелколиственные леса. В окрестностях Зеленого Бора находятся озера: Святое, Песочное, Рыбочное, Разливы. Наш край богат торфяными запасами.
Белорусская хатка
Эта экспозиция посвящена традициям и обрядам белорусов, собраны предметы народного быта.
История ОАО «Зеленоборское»
История ОАО «Зеленоборское» и поселка Зеленый Бор написана по воспоминаниям первостроителей Портянкиной Эльзы Степановны, Шиманской Марии Моисеевны и др. В 1947 году началось строительство поселка Зеленый Бор. Сначала поселок был безымянным. Кто называл СМУ, кто ‒ Рова. Официальное название Зеленый Бор было присвоено только в 1958 году Указом Президиума Верховного Совета БССР. В 1949 году начало работать торфопредприятие «Смолевичское».
Содержание, проблемы патриотического воспитания и обоснование необходимости их решения средствами школьного музея.
Патриотическое воспитание ‒ задача общегосударственного значения.
Государство будет процветать только в том случае, если каждый его гражданин будет обладать суммой знаний об истории Родины, ее культуре.
Деятельность музеев образовательных учреждений как раз и направлена на воспитание такого человека. Целостная система патриотического воспитания, одним из формообразующих компонентов которой является музей, позволяет формировать у подрастающего поколения высокую общую культуру, патриотические чувства и сознание на основе исторических ценностей Беларуси.
Музей школы объединяет в себе содержание военного, исторического и этнографического музея.
Среди основных форм работы школьного музея, таких как экскурсии, встречи с ветеранами, классные часы, праздники многие другое большое значения имеет проведение уроков в школьном музее. Экспозиционный потенциал музея должен помочь оживить учебный процесс, приобщить детей к истории своей страны, своей малой родины.
Цели и задачи школьного музея.
Основные направления деятельности музея ‒ это информирование, обучение, общение, развитие творческих способностей школьников.
Музей призван способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширение кругозора и развитию у учащихся практических навыков поисково-исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного обучения.
Деятельность музея посвящена исследованию материалов по отечественной истории, краеведению, сохранению исторической памяти народа и изучению культурно – исторического наследия малой родины.
Объект деятельности ‒ история и современность малой родины, школы, поселка.
Предмет деятельности ‒ история и современность родного края, предметы крестьянского быта и народные ремесла, мужество и героизм земляков в годы Великой Отечественной войны.
Цель деятельности музея ‒ образовательно-просветительская работа и патриотическое воспитание учащихся с помощью исторических знаний, пропагандирующих традиции народа, формирующих у детей чувство и сознание уважения к историческому прошлому нашей страны, гордость за ее славное прошлое через историю собственных предков.
Предполагаемая аудитория музея ‒ учащиеся своей и соседних школ, молодежь, родители, ветераны войны, жители и гости поселка Зеленый Бор .
Идейный замысел музея.
Историко-краеведческий музей ‒ это комплексный музей, в котором представлены экспонаты по очень разным направлениям истории нашей малой родины.
Школьный музей призван способствовать:
– формированию у учащихся интереса познавать прошлое об истории своей малой родины, а также истории своей школы;
– овладению практическими навыками поисковой и научно-исследовательской деятельности;
– воспитанию толерантности и культуры мира в школьной среде;
– совершенствованию исторического образования учащихся, расширению их кругозора.
Фонд открытого хранения предметов музейного значения представляет собой пространство для встречи с гостями музея;
– классных часов и обзорных экскурсий, праздников;
– для проведения игровых программ, интерактивных уроков по предметам гуманитарного цикла;
– для проведений занятий с учащимися и активом школьного музея, для осуществления ими научно-исследовательской, научно-фондовой и экскурсионной работы;
Перспективы развития музея:
– осуществлять сменные тематические выставки, посвященные памятным датам истории Родины;
– использовать музейные предметы экспозиций школьного музея в учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся;
– проводить совместные мероприятия с ветеранами труда, привлекать их к работе актива музея;
– использовать инновационные формы работы в деятельности музея;
– устанавливать связи с другими музеями, привлекать родителей к работе в музее;
– пополнять фонды музея, обновлять экспозиции;
– проводить на базе музея уроки, праздники, интерактивные экскурсии, встречи с интересными людьми, тематические вечера и т.п.;
– обновлять страничку школьного сайта «Школьный историко-краеведческий музей»;
– создать мультимедийное портфолио по экспозициям музея.
Совершенствование программы деятельности музея.
Организация деятельности музея опирается на законодательные акты, включающие вопросы патриотического воспитания граждан Беларуси:
– Кодекс РБ «Об образовании»;
– Закон «О музеях и музейном фонде РБ»;
– Конвенция ООН «О правах ребенка»;
– Положение о школьном музее.
Задачами педагогического коллектива являются не только обучение, но и воспитание культурного, творческого человека, способного воспринимать и ценить принципы добра и красоты. Эти задачи решает школьный музей с его экспозицией, подлинными предметами, имеющими историческую ценность.
Обучение в музее предполагает получение дополнительных знаний, чему способствует музейная педагогика. Обучение может осуществляться в форме музейных уроков (урок – путешествие, урок – игра, урок – знакомство, уроки творчества), на которых могут использоваться музейные экспозиции и различные музейные экспонаты. Обучение в музее может проводиться в какой – то другой нетрадиционной форме (например: встреча с интересными людьми – писателями, ветеранами, литературно – музыкальные гостиные, и т.п.). Такие уроки в музее стимулируют интерес детей к прошлому родного края, побуждают задавать вопросы, рассуждать, сравнивать, исследовать, находить объяснения.
Использование краеведческого материала на уроках открывает широкие возможности для самостоятельной деятельности учащихся, для поиска, исследования. На вещественных и документальных материалах музея могут быть написаны рефераты, доклады, творческие проекты. Дети могут соприкоснуться с древностью, поработать с документами, соприкоснуться с прошлым «вживую».
Интегрированные уроки в школьном музее, игровые программы, праздники и многие другие мероприятия помогают раскрывать культурный потенциал музейных предметов и активно использовать их в учебном процессе, в урочной деятельности общеобразовательных учреждений.
Оценка эффективности реализации программы развития музея.
В результате осуществления программы развития музея ожидается:
– обеспечение духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения;
– возрождение истинных духовных ценностей белорусского народа;
– сохранение и развитие его славных боевых и трудовых традиций;
– оптимизация работы по военно-патриотическому воспитанию школьников в современных условиях.
Перспективный план по развитию музея
Мероприятия | Сроки | Ответственные |
Обновление экспозиции музея | 1 раз в четверти | Совет музея |
Пополнение фондов | Ежемесячно | А.А Титенкова |
Ремонт музейного оборудования | Ежемесячно | Совет музея |
Создание выставочной полки экспозиции «Сялянская хата» | В перспективе | Совет музея |
Создание электронной базы музейных экспонатов | В перспективе | Совет музея |
План работы музея на 2021/2022 учебный год
№ недели | Мероприятие | Месяц, год |
1.
2. 3. 4. |
А) Организационная работа
Об итогах работы за 2020/2021 учебный год. Заседание совета музея. Планирование работы на 2021/2022 |
Сентябрь
2021 год |
5.
6. 7. 8. |
Б) Инструктивно-методическая работа
Положение «О музее» «О противопожарной безопасности» «О взрывоопасных предметах» «О порядке сбора, хранения, регистрации, передаче экспонатов» |
Октябрь
2021 год |
9.
10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. |
В) Научно-исследовательская и поисковая деятельность
1. Историческое прошлое малой Родины и страны. 2. Выдающееся деятели исторического прошлого и настоящего. 3. Война и память народа. 4. Вещественные исторические источники. 5. Материалы периодических изданий. 6. Воспоминания земляков |
Ноябрь-декабрь
2021 год Январь 2022 год |
21.
22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. |
Г) Экскурсионная работа
По историческим местам малой Родины, района области: предприятий района, области, школьный музей |
Февраль – апрель
2022 год |
32.
33. 34. 35. |
Д) Экспозиционная работа
1. Обновление и пополнение экспонатов музея. 2. Участие в районной акции «Ночь в музее». 3. Учеба актива. 4. Об итогах работы музея в 2021/2022 учебном году. |
Май
2021 год |
Понедельное планирование работ музея на 2021/2022 учебный год
№ недели | Мероприятия | Месяц, год |
1. | Подготовка музея к работе в новом учебном году. | Сентябрь 2021 года |
2. | Заседание совета музея по вопросам «Об итогах работы в 2020/2021 учебном году», «План работы в 2021/2022 учебном году». | |
3. | «План экскурсий на 2021/2022
учебный год», «Положение о музее». |
|
4. | Тематическая экскурсия «Спасибо солдатам Победы, за то что не знаем войны». | |
5. | Знакомство совета музея с положениями «О взрывоопасных предметах», «О противопожарной безопасности», «О порядке сбора, хранения, регистрации, передаче экспонатов». | Октябрь 2021 года |
6. | Экскурсия в музей | |
7. | Генеральная уборка помещения музея. Заседание совета музея «Об итогах работы 1-й четверти». | |
8 | Тематическая экскурсия “Маўсклівыя сведкі мінулай выйны” (3-4 кл.). | |
11. | Экскурсия в музей (7-8кл.). | Ноябрь 2021 года |
13. | Экскурсия у музей ( 9.10.11 кл.) | Декабрь 2021 года |
15. | Заседание совета музея «об итогах работы 2-й четверти и 1 полугодии 2021/2022 уч. г.». Заполнение отчетности «О работе музея в 2021 году». | |
16. | Ремонт оборудования и генеральная уборка помещения музея. | |
17. | Тематическая экскурсия “Знакамітыя асобы малой Радзімы” (5,6 кл). | Январь 2022 года |
18. | Заполнение документации музея. | |
19. | Экскурсия в музей Красносельской СШ(3,4 кл.). | |
20. | Пополнение экспозиции “З гісторыі школы”. | |
21. | Разработка материала экскурсии «Быт наших предков». | Февраль 2022 года |